В помощь педагогам!




 Развитие воображения у детей 5-7 лет

Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи манипулировать ими.

Воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения основываются на впечатлениях реальной жизни.

К 5 годам основным действием остается опредмечивания (предмет действительности превращает в другой воображаемый предмет). Однако в этом возрасте заданный элемент действительности не просто превращается в некоторый предмет, но и наполняется деталями. Сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок меняет рассказы, придумывает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры.

 В 6-7 лет рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование. Старший дошкольник может придумывать себе друга - маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения.

Развитие воображения в дошкольном возрасте - очень важный элемент подготовки к школе. Потому что ученик не сможет быть успешен в школе, если у него плохо развито воображение. Он просто не сможет наглядно себе представлять то, о чем говорит учитель.

Общие рекомендации по развитию воображения детей

- Учите детей отличать реальность от вымысла. Если ребенок все время пребывает в мире сказки и не умеет застегнуть пуговицы, со временем это может привести его к оторванности от реальной жизни.

- Воображение растет с общим психическим, интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому важно давать ребенку как можно больше разнообразной информации о мире.

- Не просто рассказывайте ребенку о предметах и явлениях, пусть он на практике, путем экспериментов узнает о свойствах предметов.

 - Всегда идите от простого к сложному. Это касается выбора игр, художественных произведений, приобретения различных навыков.

- Закрепляйте положительные результаты творческих поисков, отмечайте успехи, хвалите за нестандартные находки.

                                                                                                      Дата 06.04.2024







Готовность к обучению в школе
 - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает:

1. физиологическую готовность – хороший уровень физического развития

2. психологическую готовность – достаточное развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, ощущения, речи), обучаемости

3. социальную готовность – умение общаться со сверстниками и взрослыми

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.

"Что изменилось?"

Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.

                                                                                                                                                                 Дата 21.03.2024 


Как воспитатель может помочь ребенку преодолеть тревожность.

1.       Быть поддержкой и выслушивать ребенка. Воспитатель должен создать доверительные отношения с ребенком, чтобы тот мог откровенно рассказать о своих переживаниях и боязнях.

2.       Обучить ребенка методам релаксации и самоконтроля. Воспитатель может проводить упражнения по дыхательной гимнастике или просто научить ребенка сосредотачиваться на своем дыхании.

3.       Помочь ребенку разобраться в причинах его тревожности. Часто дети не могут точно выразить, почему они беспокоятся. Воспитатель может помочь ребенку осознать и выразить свои чувства.

4.       Предоставить ребенку возможность принимать решения. Это поможет ему почувствовать себя более уверенным и контролирующим ситуацию.

5.       Поощрять ребенка стать более самостоятельным и исследовательским. Дети часто испытывают тревожность из-за неизвестного. Поэтому важно помочь ребенку развивать навыки самостоятельности и открытости к новому.

6.       Содействовать установлению рутинного расписания. Регулярные и предсказуемые действия могут помочь ребенку чувствовать себя более комфортно и уверенно.







«Методы борьбы с детской истерикой».



 Как распознать истерику?

Истерика – это потеря связи с реальностью. Ребенок попадает в дисбаланс, в состояние аффекта, где неспособен регулировать свое поведение. Область мозга, отвечающая за контроль и регуляцию, уступает место более древним структурам – эмоциям, и инстинкты замещают сознание. В таком состоянии ребенок не может сам восстановить контакт с окружающим миром – ему нужна помощь со стороны. Поэтому не следует путать истерику с сознательной манипуляцией, когда ребенок пытается изменить намерения взрослого вопреки его интересам.

На уровне тела истерика имеет яркие телесные проявления, которые легко заметить. Ребенок захлебывается слезами и криком, бросается на пол, бьется головой о предметы, теряет спокойный ритм дыхания и не отвечает на обращения к нему окружающих людей. Если ребенок реагирует на взрослых и отвечает сквозь плач, его поведение может меняться, то к истерике это не имеет никакого отношения.

Причины истерики

Истерика происходит в ситуациях, которые организм воспринимает как экстремальные - угрожающие жизненно-важным функциям. В таком состоянии ребенок не способен думать. У него срабатывает инстинкт самосохранения, требуя быстрого реагирования. На уровне физиологии ЦНС отправляет импульс телу, как команду к действию самозащиты, что приводит к бурным телесным проявлениям.

Как справиться с истерикой?

Помочь ребенку пережить истерику можно только в том случае, если сам взрослый находится в эмоционально устойчивом состоянии. Истерика ребенка часто провоцирует истерику взрослого. Аффект истерики особенно заразителен для людей с проницаемыми границами.

Если взрослый не знает, на что ему опираться во время детской истерики, то сам попадает в дисбаланс, впадает в состояние отчаяния и повышенной эмоциональности. Для взрослого эта ситуация становится угрозой, в которой он ищет способы справиться со своим состоянием, часто путем ликвидации раздражителя со стороны. Поэтому ему самому хочется кричать, швырять предметы, ругаться. Но если у ребенка еще не сформированы когнитивные функции, то у взрослого они работают достаточно хорошо, чтобы научиться себя регулировать.

Создайте для себя опору и устойчивость. Через когнитивные функции – уговоры, рациональные убеждения опору создать не удастся. Чтобы создать устойчивость, обратитесь к телесным ощущениям. Почувствуйте свой вес, то, как ноги стоят на земле. Мысленно проследите за своим дыханием и попробуйте его отрегулировать. Оцените, в состоянии ли вы помочь ребенку справиться с истерикой и при этом сохранить собственную эмоциональную устойчивость. Ваша задача не успокоить или расслабить себя, а попытаться почувствовать ощущения в теле. Так начинает работать саморегуляция организма. Просто дышите, наблюдайте за телом и оставайтесь с тем, что есть. Тело станет первой точкой опоры.

Помогите ребенку найти устойчивость. Во время истерики ребенок переживает дезориентацию – не понимает, на что ему опереться, чтобы успокоиться и как сохранить себя. У него отсутствует ощущение необходимых границ. Ребенку важно помочь обнаружить эти границы через собственное тело, которое находится в беспорядочном движении. Сделать это можно с помощью физического контакта, чтобы ребенок почувствовал состояние своего тела. Пробуйте разные формы физического взаимодействия: объятия, прикосновения, а также вербальные средства: тембр голоса, нужные слова.
Присядьте рядом с ребенком на корточки и крепко обнимите его. Или соберите его в охапку, мягко и уверенно создайте кольцо вокруг тела ребенка. Важно обнимать так, чтобы он ощутил эти границы. Будьте внимательны и отзывайтесь на сигналы ребенка. Если он скажет, что ему «больно» или «сильно», то ослабьте объятия. Телесный контакт не должен быть насилием.

Сделайте проминание тела ребенка: массаж ног, рук, спины. Подкрепляйте ваши действия успокаивающими словами: «Вот твои руки, а это твоя спинка, это ножки, голова».

Говорите спокойным голосом. Ваш голос не должен быть угрожающим, не обращайтесь к ребенку свысока. Дети лучше воспринимают слова, произнесенные тихим голосом. Говорите неторопливо и уверенно - это поможет ребенку ощутить, что на вас можно опереться. Например: «Я рядом, я тут, все хорошо».
Когда вы видите, что ребенок приходит в себя, начинайте с ним потихоньку разговаривать. Помогите ему сориентироваться в том, что произошло. Не отталкивайте ребенка, не наказывайте его и не оценивайте. Просто признайте случившееся - назовите то, что происходит в настоящий момент.

Простые фразы помогут дошкольнику сориентироваться, восстановить картину реальности. Например: «Катя плачет. Катя очень расстроена. Катя хотела игрушку». Каждый новый пункт в послании вводите медленно, повторив предыдущий. Убедитесь, что ребенок вас воспринимает. Такими словами вы подтверждаете, что видите ребенка. Ему необходимо быть замеченным и понятым.
Если ребенок реагирует на вашу речь, поддерживает диалог, значит, острый аффект заканчивается. Но не ждите, что выход из дезориентации пройдет быстро, он может длиться дольше, чем сама истерика. Ребенок постепенно возвращается к нормальному состоянию. Спустя некоторое время вы обнаружите, что ребенок готов к переговорам. Расскажите ему, что произошло. Попытайтесь вместе с ребенком проговорить, понять, что его так расстроило.

Будьте терпеливее к своим воспитанникам,

 станьте для них другом и наставником!

 


 Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

 


Взрослому необходимо помнить, что поведение гиперактивного ребенка : его повышенная активность, импульсивность в поступках и в выражении чувств – это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.

- Установить доверительные отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок чувствует, что его воспринимают всерьез, уделяют достаточно внимания, то он проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени.

-  Основными методами воспитания гиперактивного ребенка являются поддержка и вознаграждение. Если ребенок делает что-нибудь недозволенное, лучше, сохраняя спокойствие, переключить его внимание и направить поведение в нужное русло. В качестве вознаграждения нужно использовать моральные поощрения. Благодарность за помощь, одобрительная улыбка, положительная оценка успешной деятельности имеют для гиперактивного ребенка большое значение и эффективно влияют на его поведение. Можно использовать знаковую систему оценивания деятельности малыша.

- К негативным методам воздействия (крик, одергивание, Наказание) гиперактивные дети не восприимчивы. Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к положительным – спровоцируют усиление проявлений гиперактивности и закрепление негативных форм поведения.

-   Старайтесь не замечать мелкие шалости. 

-   Сообщайте родителям обо всех малейших успехах ребенка – это поможет снизить напряжение в семье, что позитивно повлияет на поведение ребенка в группе.

- Важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие понятных правил поведения: в группе, на прогулке, во время занятий.

Советы педагогам как работать с гиперактивными детьми

 Снятие напряжения и излишней двигательной активности.

Работать с гиперактивным ребёнком непросто.

Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук. Для них важнее зрительный, тактильный контакт. У нас гиперактивные дети всегда сидят на занятиях за первым столом. Это обеспечивает с ним постоянный зрительный контакт (“глаза в глаза“). Но вот нашему “урагану“ уже нет сил сидеть. Он начинает вертеться, дёргаться…. Здесь достаточно подойти к нему, молча положить на плечо руку, погладить по плечу или слегка похлопать. “Непоседа“ успокаивается на какое-то время.

Вот он несётся за кем-то из детей полный гнева. Мы прижимаем его к себе«Давай с тобой подышим и посчитаем вдохи». И ребёнок отвлёкся. И нет уже места гневу.

Во время прогулки, если наш “непоседа“ перевозбудился, мы вовлекаем его в лёгкий бег: «Давай с тобой пробежимся по площадке. Во время бега можно менять его виды: змейкой, челночный бег и т. д. После бега нервное напряжение оставляет ребёнка.

Гиперактивные дети часто страдают так называемой дизритмией – у них с трудом устанавливается суточный биоритм, они плохо засыпают, с трудом просыпаются. Мы всегда сидим рядом с таким ребёнком, держа его за руку или поглаживая плечико, голову, пока он не уснёт (это очень важно!).

Мы всегда призываем ребёнка с СДВГ поддерживать во всём порядок. Помним, что беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребёнка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильно дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.

Метод поучений и нотаций в данном случае не годится (ребёнку в большинстве случаев действительно не по силам самому поддерживать порядок). Мы стараемся быть постоянно рядом с таким детьми.

После прогулки мы часто привлекаем гиперактивного ребёнка к себе в помощники.

- «Вика, наведи порядок в своём шкафчике, а затем мы с тобой поможем другим детям навести в своих шкафчиках такой же отличный порядок, как у тебя».

Игрушки мы убираем с гиперактивным ребёнком вместе, при этом даём ему небольшие поручения. «Вика, ты сложи в коробку кубики, а я уберу машинки».

Следование за ребёнком. Гиперактивный ребёнок плывёт по течению. Мысли его хаотичны. Они порхают с одного предмета на другой, подолгу ни на чём не задерживаясь. Важно увидеть тот момент, когда “непоседу“ что-то заинтересовало и постараться удержать его внимание на этом предмете, объекте как можно дольше, расспросить, чем заинтересовал его этот предмет, предложить описать его детали как можно подробнее. И мы вместе с ребёнком стареемся их как-то прокомментировать. Все перечисленные мероприятия не избавляют ребёнка от гиперактивности, но позволяют держать ситуацию под контролем.

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

      Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, помогает проиграть свои внешние и внутренние ощущения, побороть свой страх, способствует развитию фантазии, воображения, творческих способностей, проявлению инициативы.

Предлагаю игру для детей.

Смешная игра для детей "ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ МАРАФОН"

Цель: развитие артистических способностей, чувства ритма, пластики.

Задание: танцевать согласно пожеланиям ведущего.

Педагог включает весёлую ритмичную мелодию, дети начинают танцевать, а воспитатель говорит им, каким способом они должны исполнять танец.

Например: подражая движениям мартышек; используя в танце кегли; копируя движения футболиста; как первобытные охотники; изображая кипящий чайник; имитируя движения штангиста; изображая пингвинов; присев на корточки; встав на одну ногу; изображая самолёт; имитируя движения лыжника; представив себя бабочкой; подражая походке и повадкам медведя; вообразив себя вентилятором; как будто бы во сне; изображая движения бегуна-марафонца.


Комментариев нет:

Отправить комментарий